Главная » Статьи » Рекомендации психолога |
Несколько типичных ситуаций,с которыми сталкиваются родители,когда ребенок начинает ходить в детский сад (то есть начался адаптационный период)."НЕ
ХОЧУ!" Ребенок
плачет, капризничает каждый раз, когда приходит время идти в садик. Это (как ни
странно) самый "благоприятный" вариант: он позволяет
ребенку открыто говорить о том, что ему не нравится. Родители могут ему сочувствовать,
говорить, что им действительно жалко, когда он грустит, расставаясь с ними, но
"так уж устроен мир - мамы и папы работают, а дети ходят в садики и в
школы". Ребенок, который открыто протестует
против садика, чаще всего довольно хорошо адаптируется, если родители не ругают
его, не стыдят, а выражают сочувствие, оставаясь уверенными в том, что садик -
хороший выбор для их ребенка. ЧАСТЫЕ
БОЛЕЗНИ. Ребенок начинает болеть буквально с первых
дней посещения садика: "неделя в садике - неделя (а порой и две)
дома". Многие родители сетуют на садик: мол, недосмотрели, сквозняки,
детей заболевших принимают, инфекция... Считая, что дело в конкретном садике,
родители переводят ребенка в другой, в третий, но ситуация радикально не
меняется. Почему? Просто потому, что виноват чаще всего не садик, точнее, не
КОНКРЕТНЫЙ садик, а сама ситуация перехода ребенка к самостоятельному
пребыванию где-то без родителей. Как известно, физическое и психическое
развитие ребенка взаимосвязаны, и организм ребенка иногда помогает ему
справляться с тревогами и переживаниями.
Чаще всего болеют именно те
дети, которые не очень сильно капризничают и плачут, не выражая явно, словами и
слезами, нежелание идти в садик. Это "послушные" дети, они хотят,
чтобы мамы и папы были довольны их самостоятельностью, и стараются их не
расстраивать. Но если адаптация для такого ребенка происходит сложно, организм
дает эмоциям "передышку": ребенок болеет, остается дома.
Многие родители замечают, что спустя
несколько месяцев после того, как ребенок пошел в садик, он болеет все реже и
становится активнее, разговорчивее, взрослее. Если "болезненная"
адаптация не проходит в течение полугода, родителям необходимо посоветоваться с
детским психологом. ДОМА - КАПРИЗЫ, В САДИКЕ - УСПЕХИ.
"Удивительно,
но мой сын в садике совершенно не такой, как дома. Мне даже обидно, ведь я дома
так стараюсь, а он там гораздо лучше себя ведет, чем со мной. Во-первых, он там
ЕСТ. Причем воспитательница говорит, что старается съесть первый и поднимает
тарелку похвастаться! А дома я за ним бегаю с ложкой! Во-вторых, он сам
ОДЕВАЕТСЯ! Дома может часами ходить в одном носке! Такое впечатление, что всеми
плодами моего воспитания и моих усилий пользуются воспитатели в садике: я с ним
дома борюсь, а там - "Какой у вас самостоятельный, развитый
ребенок!".
Дело в том, что в садике ребенок
часто видит именно то место, где его готовы воспринять таким, каким он себя ПОКАЖЕТ.
Он пока не может постоянно БЫТЬ таким самостоятельным, целеустремленным и
"взрослым", он набирается сил и выражает все свои тревоги и сомнения
дома, маме, в виде капризов и непослушания, а в садик он приносит ту форму
поведения, которая, как он считает, больше всего ценится в обществе. Он хочет
общественного уважения! Скорее всего, скоро он сможет так же
"достойно" себя вести и в других местах, а дома будет иногда
безобразничать, отдыхая от тяжелой социальной роли "хорошего
ребенка". Конечно, родителям, особенно мамам, бывает обидно, что ребенок
хорошо себя ведет с другими, а с ними капризничает! Однако важно понимать, что это непослушание ребенка именно с близкими людьми
означает, что он старается приспособиться к обществу и тратит на это много сил.
Понимая теперь, как велик мир и как много в нем разных людей, только самым
близким он может полностью и безоглядно доверить свои тревоги, эмоции и
переживания.
ДОМА -
"ХОРОШИЙ", В САДИКЕ - "УЖАСНЫЙ".
"По-моему,
воспитательница предвзято относится к моему сыну. Каждый день она рассказывает
мне, как он безобразно себя ведет, дерется, забирает у детей игрушки и т. д. Но
этого не может быть: он очень послушный, вежливый мальчик! Мы всегда проводили
с ним очень много времени, пока я не вышла на работу, я всегда объясняла ему,
что можно и что нельзя. Он всегда спрашивает у меня разрешения, если хочет
что-то взять! Я просто не понимаю, разве может так быть, что я вижу одно, а без
меня происходит совсем другое?.."
Да, такое вполне может быть, и
даже часто так и бывает. И воспитательница, скорее всего, абсолютно не
преувеличивает. Дело в том, что если родители
очень много внимания уделяют правильному воспитанию, слишком контролируют
ребенка, оберегают от принятия неверных решений, то ребенок трех-четырех лет,
оставшись в садике без них, просто теряется. Он как бы остается без своей
СОВЕСТИ, как говорит пословица - "без царя в голове", ведь
его способность к самоконтролю еще не развилась, а дома его совестью и
контролем были мама и папа.
Оставшись один, ребенок пытается
найти взрослого, который смог бы, как мама, помогать ему быть
"правильным". Именно для этого он ведет себя вызывающе, этот вызов
говорит: "Пожалуйста, обуздайте меня, укажите мне мои границы, ВЫДЕРЖИТЕ
меня!" Чаще всего доброжелательность окружающих взрослых помогает в скором
времени ребенку поверить, что для того чтобы быть достаточно хорошим, вовсе не
обязателен постоянный контроль взрослых. "Я МОГУ САМ СЕБЯ
КОНТРОЛИРОВАТЬ!" - вдруг говорит себе ребенок, если видит, что его проделки
- вовсе не катастрофа для окружающего мира, а взрослые, в общем-то, любят
совершенно разных малышей - и тихих, и шустрых. Успокоившись по поводу
отсутствия постоянного постороннего контроля за собой, ребенок начинает
чувствовать себя увереннее и лучше общаться как со взрослыми, так и со своими
сверстниками.
Помогаем
адаптироваться.
Каждая мама, видя,
насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это
замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку,
щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.
| |
Просмотров: 1234 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |