Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Воскресенье, 21.07.2019, 09:55
Приветствую Вас, Гость
          

Комсомольск-на-Амуре 

Комсомо́льск-на-Аму́ре — город в Хабаровском крае России. Административный центр Комсомольского муниципального района. Образует муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре».

Образован отрядами комсомольцев в 1932 году посреди тайги на месте села Пермское, основанного в 1860 году. В советское время был военно-промышленным центром союзного значения[6]. В период с 1959 по 1993 год город был закрыт для посещения иностранцами. Исторически сложившееся название — «город Юности».

Название города

 
Герб 1967 года

Своё название город, основанный на месте села Пермского, получил в память о комсомольцах — первостроителях города на Амуре (хотя 70 % строителей были заключёнными)[7].

Прозвища Комсомольска — «город юности», «город на заре» (от одноимённой пьесы 1940 года, посвящённой строителям Комсомольска-на-Амуре)[8].

За Ленинским районом, являющимся второй половиной города, закрепилось наименование Дзёмги, которым когда-то здесь называлось нанайское стойбище. Согласно одной из трёх версий, оно происходит от нанайского «берёзовая роща»[9].

История

 
Село Пермское, 1866 год

В 1930 году ВЦИК и Правительство СССР приняли постановление о хозяйственном и культурном строительствеДальневосточного края, а в августе 1931 года было принято решение о сооружении судостроительного завода. В январе1932 года в село Пермское, расположенное на левом берегу Амура, прибыла правительственная комиссия, которая приняла решение о строительстве здесь Амурского судостроительного завода. Одновременно было принято решение о возведении в районе нанайского стойбища Дзёмги авиационного завода.

10 мая 1932 года пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на амурском берегу около тысячи первых строителей будущего города. Сегодня об этом событии напоминают памятный камень и памятник первостроителям. Приехавшие в дикий таёжныйкрай советские граждане жили в бараках и шалашах, армейских палатках. По официальным данным, город основан в 1932 годусилами политических заключённых, вольнонаёмных граждан, а также комсомольцев-активистов из центральных районовСоветского Союза. Впоследствии о том, что при строительстве Комсомольска-на-Амуре широко использовался труд заключённых АмурЛага, было принято умалчивать. В настоящее время их роль в строительстве города — важная часть экспозиции местного краеведческого музея.

Город официально образован Постановлением Президиума ВЦИК от 10 декабря 1932 года. В 1990-е годы Комсомольск-на-Амуре часто называли криминальной столицей Дальнего Востока[10].

«Коминтерн» был построен в конце ХIХ века в Бельгии по заказу русских купцов. В разобранном виде он был перевезен на Дальний Восток и заново смонтирован на примитивной верфи в селе Софийском. Под названием «Барон Корф» судно долгие годы несло почтово-пассажирскую службу на Амуре. «Колумб», построенный в 1912 году в Благовещенске, был самым большим амурским деревянным судном. Он отличался приличной ходкостью, мог перевозить до 800 пассажиров. Проработав 35 лет (почти вдвое больше, чем другие деревянные суда), в 1947 года из-за ветхости был разобран на дрова на Хабаровском судоремонтном заводе. На 1 апреля 1934 года на строительство Комсомольска-на-Амуре прибыло ~ 2500 комсомольцев, из них в наличии было 460 человек, остальные разными способами покинули стройку.

 
Арка при въезде в город, 1937 год

Для Амурского речного пароходства был предназначен строящийся теплоход «Александр Суворов» (пр. 92-016), однако уже в ходе строительства стало очевидным, что теплоход с габаритами «Суворова» не помещается в плавучий док, предназначенный для перегонки теплохода на Амур, и было принято решение о передаче Амурскому пароходству одного из теплоходов 301 проекта. Окончательный выбор пал на «30 лет ГДР». Существует легенда о том, что теплоход «30 лет ГДР» был подарен городу на 50-летие, хотя на самом деле, до перегона, теплоход в 1980 году поступил на баланс Волго-Донского речного пароходства и был приписан к Ростову-на-Дону. В 1980-м году теплоход совершал круизы из Ростова-на-Дону и даже совершил один заход в Москву.